Реинкарнация: почему православие не может ее принять?

Изображение пользователя Никудатор.

Этот разговор вырос из одной услышанной нами истории. Истории мальчика, который родился в семье алкоголиков, был сдан в детдом, а в подростковом возрасте связался с дурной компанией и после первого же «дела» угодил в детскую тюрьму. Там над ним надругались. И мальчик повесился… Ужасная жизнь, ужасная смерть. Заслуженная ли? Как ее объяснить?!

Для многих людей такие истории — аргумент в пользу реинкарнации, или веры в перевоплощение, переселение душ. Она, казалось бы, дает ясный и простой ответ: такая участь — не что иное, как наказание за прегрешения прошлых жизней.

Почему христианство не может принять реинкарнацию? Говорим об этом с протоиереем Игорем Фоминым.

Бог и бюрократия
— Отец Игорь, история этого мальчика — далеко не единственная в своем роде. Строго говоря, этого несчастного и за гробом ничего хорошего не ожидает, ведь он, получается, самоубийца. Такая судьба просто не укладывается в голове…

— Во-первых, мы с Вами должны сразу понять, что Бог — это не бюрократ. Допустим, если ты в заупокойной записке написал имя здравствующего человека — это не значит, что тот умрет. Бог не бюрократ!

Православие говорит о том, что мы, прежде всего, не можем сесть на престол Судьи Всевышнего и распоряжаться, куда кого послать — в ад или в рай.
В Православии почитаются святые, которые стяжали благодать у Бога и являются для нас образцом следования за Христом. Но это не значит, что кроме них больше никто благодать не стяжал, — это очень важный момент.

Если парнишка покончил жизнь самоубийством, его дальнейшую участь знает точно только Бог, ведающий всю его жизнь. Милосердный Бог разберется, понимаете?

Есть такая замечательная мысль в православном Предании. Если мы попадем в рай, то удивимся трем вещам: мы не увидим в раю тех, кто там должен бы быть по нашим человеческим понятиям; мы увидим тех, кого вроде бы там быть не должно; и, наконец, мы удивимся, что сами там оказались.

— А разве нельзя сказать, что судьба этого парнишки была фактически предопределена условиями, в которых он рос?

— Нет никакой предопределенности судьбы, Православие этого не принимает.

Я могу Вам привести аналогичный пример. В одном из церковных учреждений работал парень. Мама родила его очень рано, в 15 лет, и сразу отдала в детский дом. Это происходило еще в советское время, мама была бесправна, за нее решение принимала ее мать — бабушка этого парня.

Впоследствии он мне рассказывал о своем житии-бытии в детдоме — у нас в армии не было такого кошмара, какой происходил там! Однажды парень не выдержал, схватил стол и швырнул его в закрытое окно. Начальство, чтобы с ним не возиться, на основании этого случая оформило ему диагноз — слабоумие или что-то в этом роде — поставило самую тяжелую группу инвалидности и отправило в интернат для умалишенных. Там я с ним и познакомился — мы с женой ходили помогать в это учреждение еще до того, как поженились.
Так вот он, представьте себе, вырвался из этой системы! Как? Он «уцепился» за Церковь: сначала нашел священника Алексия Грачева* и стал его духовным чадом, а после его смерти попал ко мне. Нашел школу, восполнил свое образование и попросил, чтобы с него сняли группу инвалидности. А это было очень и очень непросто сделать! Но у него получилось. Затем он поступил в техникум, потом — в семинарию, окончил ее… Вы представляете, какими усилиями все это было сделано! Большинство его товарищей по детскому дому умерли, спились, стали бездомными…

Я хочу сказать, что мы свою судьбу творим сами, и этот парень тому пример. Тот, кто плывет по течению, может говорить: «Это мой фатум, мне это предначертано» — так легче жить и думать. Можно еще свалить на кого-нибудь — на папу, маму…

— Но ведь статистика говорит о другом: процент тех людей, которые растут в детдоме и потом вписываются в обычную жизнь, очень мал. Все остальные катятся по наклонной…

— Да, я согласен. Но мы сейчас говорим о личности, о том, что у любого человека есть возможность вырваться. Статистика в таком разговоре не есть последний аргумент, мне кажется. Допустим, сколько людей могут заболеть полиомиелитом? Скажем, один на миллион. Но какое дело родителю, у которого заболел ребенок, до статистики? Мы говорим сейчас о личности.

Почему жизнь одна?

— Но ведь, действительно, кто-то рождается, скажем, в православной семье, с детства знает, что такое Библия, у него есть интерес к духовной жизни. И есть дети, которые рождаются в «глубинке» в семье алкоголиков. Это значит, что предпосылок стать лучше у одного изначально больше, а у другого — меньше? Как это объяснить с христианской точки зрения?

— Человек отвечает только за свои поступки. Это однозначно. Да, люди рождаются в разных условиях, но жизненный итог любой человек подводит сам. И это будет единожды.

Мы не можем судить, у кого тяжелее жизнь, у кого легче — у каждого свои испытания.

Неблагополучные обстоятельства могут стать, наоборот, предпосылкой к тому, чтобы крепче «зацепиться» за Бога. А благополучные — вспомните фарисеев…
Они родились в религиозных семьях, получили прекрасное образование, закон знали назубок, но именно они распяли Христа. Из самого низкого состояния можно подняться, и из самого высокого пасть очень глубоко.

Человек живет однажды. Православие не исповедует перевоплощения. По многим причинам.

— По каким?
— Начнем с того, что теория реинкарнации подразумевает усиление добра и усиление зла в мире. Допустим, умирает бандит — и в следующей жизни воплощается в крысу, из крысы «выбраться» тяжело — ведь она только за счет воровства и живет. То есть следующее перевоплощение будет куда хуже.

Реинкарнация — это принцип утверждения такой жесткой справедливости: если ты воровал, у тебя потом будут воровать; если ты работал в гестапо, значит, тебя будут мучить. Но это, мне кажется, не совсем справедливо и правильно. Ведь человек, по этому учению, не помнит своей прошлой жизни. Даже если, скажем, он родится не животным, а человеком, которого

Фото: Александр Малин.

всю жизнь будут обворовывать, он ведь не будет знать, почему его обворовывают. У него нет возможности сделать выводы.

Есть такие слова христианского философа первых веков, Тертуллиана: «Каждая душа по природе своей — христианка». Она вышла от Бога. Согласно Библии, человек творится для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступками. Это просто исключено.

— Почему?

— Потому что с Богом не может быть рыночных отношений.

Допустим, мы придем к Господу и скажем: «Господи, я не убил, не украл, я не позавидовал, не блудил. Я выполнил Твои заповеди?» — Господь скажет: «Нет». — «Почему?!» — «Потому что Моя заповедь не в том, что бы „не делать“, Моя заповедь: люби!».

А реинкарнация, по сути, предлагает человеку сделку:
делай так — и будешь в следующей жизни жить лучше, а потом достигнешь нирваны.

— И Бог в такой схеме оказывается, в общем-то, человеку не нужен…

— Да, получается так. Если хорошие поступки совершаются из любви — отлично. А если из корысти — человек пытается откупиться. «Я Тебе — правильную жизнь, а Ты мне — вечное блаженство». Вот это Евангелием осуждается.

Кроме того, православные не исповедуют реинкарнацию потому, что ее результат — это слияние с мировым Абсолютом. Бог (Абсолют), по этой теории, всех делает одинаковыми, всех посылает в мир одинаковыми, «расщепляет», скажем так, для того, чтобы потом опять соединиться вместе.

— Допустим, это одна из возможных интерпретаций. Есть течения, которые считают, что нет такого слияния…

— Хорошо. Но тогда где конец совершенствования? Если человек остается личностью, где конечная точка его перевоплощений? Где критерий? Когда Господь прекращает перевоплощения?

В православии нет «финиша» — есть «старт», но нет «финиша».
Христианство говорит о том, что совершенен один Бог. Христос в Евангелии сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть это призыв к совершенству, направление пути, недостижимый образец — потому что человек никогда не сможет сравняться с Богом, это невозможно. Бог есть совершенная Любовь, Он это показывает на кресте. А человек стремится уподобиться Христу в меру своих сил: Подражайте мне, как я Христу, — говорит апостол Павел. Но абсолютное совершенство запредельно, оно недостижимо…

И потом, еще одна очень важная сторона вопроса — христианское отношение к телу. Христиане верят в воскресение из мертвых, и Христос воскрес телесно и телесно вознесся к Отцу. И ведь

Православие придает большое значение телу — это не какой-то ненужный хлам, от которого человек избавится после смерти, тела тоже преобразятся.

А если за 1000 жизней накопилось 1000 тел — в каком ты воскреснешь?
И что с остальными, грубо говоря? Это просто мусор, который истлеет, — и все? Христиане верят иначе.

Человек создан для радости
— Отец Игорь, если страдания и несправедливость — не результат предыдущих неправедных жизней, ошибок, то результат чего?

— Господь творит человека для конкретной цели — для сорадования, творит свободного человека, который сам волен выбирать между добром и злом. Человек выбирает зло — происходит его падение, отпадение от Творца.

Не надо думать, что Бог людей как-то демонстративно изгоняет из рая.
Нет, просто

добро не может сосуществовать со злом.
Как горячая вода не может сосуществовать с холодной водой — получится теплая; или свет с темнотой тоже не могут — получится полумрак, так и тут. Это у нас в жизни есть какие-то полутона, мы находим себе оправдания, а на самом деле все очень конкретно: пограничного состояния между добром и злом нет.

Поэтому человек уходит от Бога — не Бог его выгоняет. У него был выбор — остаться. Для этого нужно соблюдать какие-то элементарные правила, причем из этих правил существовали исключения: только признайся, что ты действительно нарушил заповедь, съел запретный плод. А первые люди спрятались в кустах… Как ребенок, которому говорят: «Не ешь варенье», а он съедает всю банку и прячется. И потом с честными глазами и измазанным вареньем ртом сообщает маме: «Нет, я варенья не трогал».

Так вот, когда человек уходит от Бога — перестает пользоваться помощью Божьей, помощью Родителя, — начинаются страдания.

Наше состояние определяется нашими взаимоотношениями с Богом, а не какими-то внешними обстоятельствами. Если страдающий человек смог сквозь свою беду увидеть любовь Божию к себе, тогда эта радость у него может растворить в себе все: и страдания, и горе, и какие-то несчастья.

Иногда мы смотрим на другого человека и говорим: «Ой, бедный, как он страдает. Как ему не повезло». А разговоришься с ним, он скажет: «У меня все прекрасно, я счастлив».

Понимаете, страдания — философская величина, относительная. Мы можем видеть их только с одной стороны. Например, парень бросает девушку. Тут есть страдания?

— Да, допустим.

— Жуткие! Почему? Потому что тебя лишили чего-то — тебе больно. И когда начинаешь беседовать с такими людьми и говоришь: «Слава Богу, это прекрасно!», они, конечно, сильно удивляются: «Батюшка, что Вы такое говорите?» — «Ну, представь себе, что вы бы сейчас поженились, обвенчались, и этот разрыв произошел бы уже в браке, когда у вас дети родились. Он бы «загулял», а у вас уже семья?… Так что — слава Богу! Подумай, может быть, над тобой свершается промысл Божий».

— Разве физические страдания могут быть относительными?

— Страдания физические — относительные, потому что их может оценить только тот, кто их переносит. Тот, кто не перенес, не имеет права об этом говорить, оценивать. Я знаю много связанных с этим историй. У меня была замечательная прихожанка, в 6 лет она умерла от лейкоза. Она, бедная, столько «химии» перенесла… Ее привозили к нам в храм в маске, на колясочке, потому что ей тяжело было ходить. Но настолько радостный это был ребенок!.. Она всегда обнимет тебя, скажет: «Батюшка, а можно я Вас поцелую?» Я говорю: «Только не через маску, давай так». — «Конечно-конечно!» Ну совершенно замечательный ребенок, очень умный, очень глубокий. Когда у нее спрашиваешь: «Тебе больно?», она отвечает: «Больно. Мне тяжело». Иногда она была не в состоянии даже ручку поднять от слабости. А через минуту — уже могла смеяться! Вы сейчас скажете, что она так отвлекалась. Нет, эта девочка жила. Отвлечься от боли можно, когда ты руку сломал, когда тебе операцию сделали. А когда боль — это вся твоя жизнь, и ты при этом еще радостный…

— Говорят, дети, которые тяжело болеют, совсем другие?

— Абсолютно! Просто небо и земля. Они глубже. Кстати, священник Даниил Сысоев, которого убили три года назад — мы с ним вместе учились в семинарии, дружили семьями, — рассказывал, что в детстве тяжело болел. Умирал. Но в какой-то переломный момент все изменилось, он выздоровел, хотя проблемы со здоровьем у него оставались и впоследствии, до конца жизни. И он стал совершенно другим человеком! У отца Даниила ведь была потрясающая память, очень цепкий ум… Господь никогда не остается «должником» в этом смысле: у человека глухого — прекрасное зрение, если говорить упрощенно.

А у этой маленькой прихожанки, о которой я рассказывал, было потрясающее чувство справедливости. И очень много любви. Когда она умирала, ее мама с папой в какой-то момент очень сильно поссорились. А она умерла только тогда, когда их помирила…

В общечеловеческом плане мы не можем разобраться со смыслом страданий!
Потому что для человека, особенно советской формации, особенно, скажем так, любящего удовольствия и спокойствие, очень важно, чтобы жизнь была долгая, устроенная, комфортная, «дом — полная чаша» и так далее. А смерть и болезнь рассматриваются как наказание.

Но для человека верующего такой «математики» в мире нет. Для него смерть — освобождение. Например, когда умирал мой духовник, он был очень спокоен. Хотя, казалось бы, должен был тосковать — батюшка был потрясающим жизнелюбцем!.. Это не значит, что жизнь — наказание. Но лучшая участь человека ждет после смерти.

Для человека, любящего удовольствия, очень важно, чтобы жизнь была устроенная и комфортная. Смерть и болезнь для него — наказание. Для верующего смерть — освобождение. Это не значит, что жизнь — наказание. Но лучшая участь человека ждет после смерти.

источник: http://foma.ru/reinkarnacziya-pochemu-pravoslavie-ne-mozhet-ee-prinyat.h...

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Изображение пользователя Олег.

Вопрос

Сергей, Вы человек размышляющий с неординарным мышлением, и живете в Сибири, где люди простые, с открытой душой, поэтому проблемы общества обнажены сильнее, чем в столицах. В последние годы заметно, что при отсутствии официальной идеологии власть делает своей основной опорой для духовного объединения общества РПЦ, церковное православие. Понятно, почему опора именно на эту конфессию, она самая многочисленная и исторически самая близкая русскому народу. Церковь с каждым годом всё сильнее сращивается с государством, с армией и школой, где священниками уже давно никого не удивить. Однако я вижу много противоречий и проблем при такой реставрации православия. В частности на своём субъективном опыте вижу, что даже воцерковленные православные, духовно не становятся лучше остальных обывателей. А главная проблема — это концентрация на обрядах в ущерб развитию мышления. Мышление не развивается внутри этой системы, потому что сама система сильно ограничена догмами. И за границы этих догм выйти проблематично, по крайней мере публично внутри Церкви. Могла бы помочь какая-то реформация, если со временем церковное христианство было пересмотрено, например, вернули бы доктрину перерождения. Но вряд ли в ближайшем будущем иерархи РПЦ на такое пойдут. Пока они ратуют за реставрацию РПЦ как было при Российской империи.
Вы видите светлое будущее, духовный подъём русского народа при такой тенденции?

Изображение пользователя Автор Сергей Мальцев.

РПЦ?

По моим наблюдениям и впечатлениям, самую большую опасность для человечества сейчас представляют фокусы технического "прогресса". Люди будут купаться в океане, превращенном в мертвый бульон из пластика, и носить парики, облысев от какого-нибудь нового "5G"-стандарта связи и принимать всё это как естественные условия, лишь бы только их не лишили смартфонов и социальных сетей. Когда слышу, что льется из ненавистного мне современного радио, и вижу, какими рисунками и одеждами "украшают" себя люди, понимаю насколько далеко и быстро заходит процесс духовного разложения. Печать безобразия накладывается на всё. Печать безобразия накладывает на себя сам человек, добровольно, и похваляясь своими уродством перед другими.
По-моему, это конец. Это "реальный", самый настоящий конец. С этой уловкой темных общество не может справиться. Волны темного влияния, разлагающие сознание, теперь прокатываются по всему миру, воздействуя на всех синхронно. И общество введено в состояние такого самоубийственного транса - медитации на духовной отраве.

РПЦ вроде бы заявляет о нравственных указателях, "ориентирах", но сами ее иерархи не являются примерами нравственности. Ничего другого нет. Движение Кургиняна? Но он сам плетёт свою сеть на подлоге и подлости. Ничего и никого нет. Не видно. Пока не вижу ничего, что бы давало надежду на духовное пробуждение.

Какой смысл копаться в грехах РПЦ, когда все находятся под непрерывным гипнозом "рекламы"? Этот гипноз железной хваткой держит всех мордами в поросячьем корыте потребительства и никто не понимает, что происходит. По планам хозяев мира, потребительство должно перейти и перенести сознание людей в виртуальную сферу, когда все будут жить на помойке, но искать и находить счастье в призрачном мире виртуальных развлечений. Этот сценарий сейчас методично закладывается в головы молодых людей Голливудом. К примеру, фильм "Первому игроку приготовиться".

Разумеется, правящий класс будет в стороне от этой помойки ("Голодные игры", "Конгресс", "Элизиум: Рай не на Земле", "Алита: Боевой ангел"...), оставляя только для себя красоту, во всех её проявлениях. Красоту в одеждах, в интерьерах, в искусстве, в литературе... Понятно, что они заблуждаются, лишив себя главной красоты - красоты человечности. Но они упорны в своих планах духовного разложения тех, кого считают быдлом.

Изображение пользователя Автор Сергей Мальцев.

Понятная позиция

Только коснулись они уже извращенных понятий Востока, подобных кришнаитским.
Конечно, не знание закона Кармы или перевоплощения духовно поднимает и развивает человека, а страдание и сострадание. Знание Законов делает все эти процессы понятными и логичными.
С церковными людьми можно было бы спорить, разрушая их некоторые тупиковые представления, но это как отнимать у ребенка наивные светлые мечты, которыми он преодолевает трудные обстоятельства. "Не разрушай Храм, если на его месте не можешь создать новый".

Сергей Мальцев
http://n-bitva.narod.ru/

Изображение пользователя Автор Сергей Мальцев.

К слову

Самое простое, что приходит на ум при таких рассуждениях - пример с детьми, которые рождаются уже обреченными на «ад на земле».

К примеру, дети, родившиеся у «заводчиков» Иллюминатов с определенной целью - быть использовании в ритуалах в качестве жертв еще в самом раннем возрасте.

Это только один из примеров, из тысяч и тысяч примеров, где дети рождаются уже обреченными на какие-то жуткие страдания, без возможности какого-то выбора и даже без возможности осознания того, что с ними происходит.

Исходя из церковного представления, ребенок оказывается в этих условиях с ведома и по воле Бога-Отца. Но какой смысл такого «одноразового» воплощения-истязания, из которого душа даже не может извлечь никакого опыта? И какова «любовь» такого Отца к живому существу, если Он обрекает - просто по своей прихоти - его на эти страдания? Что это за «Отец»?
Это самый настоящий садист, извращенец. Если следовать «логике» церковного толкования смысла рождения и жизни.
Абсурд и дикость такого толкования подсказывает, что каких-то важных деталей в церковной картине мира не хватает.

Изображение пользователя Palmer.

Всё ещё хуже...

Церковь учит:
- души бессмертны;
- воплощаются один раз.
Получается, - сидят на облаке в очереди, ждут, когда их очередь наступит. Потом, прожили жизнь, кому какая досталась, и продолжение вечности в аду/раю...
Более того:
- души воплотившиеся до пришествия Христа не могут быть спасены.
Поторопились малость! Бывает... Не повезло.

Ведь смирилась же церковь с тем, что земля круглая и не центр Вселенной, где-то даже геев венчают... Почему же не признать реинкарнацию, а? :)